Отличный фильм об этических проблемах. Рекомендую смотреть

2Вчера по 1-му каналу показали американский фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Этот фильм номинировался на премию Оскар несколько лет назад, и хотя его не получил, лично у меня оставил очень сильные впечатления. Почему? Дело в том, что в этом фильме показано активное противостояние этических и правовых норм, показано, как в условиях бессилия официальных властей и институтов (которые должны действовать только в рамках Закона) вырывается наружу  гражданское самосознание. Понятно, надеюсь, что это гражданское (но не политическое) самосознание слегка архаично, балансирует на грани закона или даже его нарушает. Но мне вчера было важно еще раз осознать: как современное общество, так и современная власть состоит из людей-личностей, а не просто из правильных роботизированных человечков.

Почему я рекомендую смотреть этот фильм студентам, обучающимся, в том числе, по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью»? Отмечу несколько таких причин.

1. Главная героиня вступает в противостояние с полицейскими не с политическими целями (ей самой не нужны ни власть, ни должности, ни деньги), а для того, чтобы заставить их — полицейских — выполнять свою работу: найти убийц дочери главной героини. Вначале она действует исключительно в рамках Закона.

2. Общественное мнение небольшого американского городка на протяжении всего фильма постоянно меняется. Сначала общественное мнение недолго сочувствует главной героине, у которой убили дочь (понимая, ПОЧЕМУ она купила билборды и разместила на них информацию против местного шерифа), потом сочувствует местному шерифу, у которого рак, и который умирает. Затем общественное мнение (общественность, группы людей) старается «поставить на место» зарвавшуюся героиню, а затем, как мне показалось, люди просто задумываются. Ведь на месте главной героини может оказаться каждый из них.

3. Мне очень понравилась сцена, когда в дом к главной героине приходит местный пастор, который старается вразумить главную героиню, и который утверждает, что к нему приходили несколько десятков жителей с жалобами на билборды с критикой местного шерифа. Фактически, пастор выступает выразителем общественного мнения. Однако героиня быстро ставит того на место, объясняя пастору свою позицию: по ее мнению все те, кто НЕ помогает ей заставить полицию искать убийцу ее дочери — это БАНДА, т.к. у них есть общие интересы и они взаимозависимы. А раз так, считает героиня, пастор не может приходить к ней в дом и читать ей «нотации».

4. Под влиянием действий героини у многих жителей этого городка, в т.ч. у сотрудников полиции действительно произошла «переоценка ценностей». Я не стану утверждать, что они стали лучше или «перековались» и стали хорошими. Нет, этого не могло быть в жизни, и в фильме показано не это. Просто они стали другими — и это очень важно понять молодежи, сегодняшним студентам, которые только вступают во взрослую жизнь.

Вообще, мне показалось, что в фильме поднято очень много этических проблем (сочувствие, поддержка, страх, ненависть, альтруизм, дружба, любовь и др.), поэтому я рекомендую студентам и педагогам внимательно изучить этот фильм и использовать его в образовательном процессе. Особенно полезен этот фильм, полагаю, при изучении учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы».

Кроме того, после просмотра этого фильма, сделаю несколько теоретико-методологических научных выводов.

1. Далеко не все проблемы государственного и муниципального управления регулируются нормами права. Например, честность, порядочность, доброта, доверие, солидарность и сопричастность, сочувствие, внимание к людям и иные позитивные социальные явления крайне сложно поддаются, если поддаются вообще, нормативно-правовой регуляции.

2. Живучесть таких асоциальных явлений, как коррупция, взяточничество, недобросовестное исполнение служебных обязанностей, стремление к наживе, обман и др., помогает понять их зависимость от биологической природы Человека, от качества его социализации и воспитания в конкретном социуме.

3. Как любой социальный процесс, государственное и муниципальное управление постоянно сопровождается огромным количеством противоречий, конфликтов и напряжений. Однако далеко не все их них, например, межличностные конфликты, поддаются регулированию и разрешению административными и правовыми методами.

4. В современной (постсоветской) России реализовано несколько очень крупных проектов. Мы имеем в виду Зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014 г., Всемирную студенческую Олимпиаду в Казани в 2013 г. и иные проекты (например, идет подготовка к чемпионату мира по футболу, достраивается космодром «Восточный», продолжается строительство моста через Керченский пролив). Но фактически, ни один из этих мега-проектов не обошелся без коррупционных скандалов, публично выявленных фактов воровства, взяточничества, нецелевого расходования средств и т.д.

5. Кроме основных сфер общественной жизни (политической, экономической, социальной и духовной) существуют еще такие явления и механизмы – например, ценности – которые пока, к сожалению, недостаточно активно задействованы в отечественной системе государственного и муниципального управления.

6. Авторитет системы государственного и муниципального управления (от участкового полицейского до президента включительно) у российских граждан во многом складывается как из эффективных материальных действий, так и из нематериальных активов и ресурсов. Мы имеем в виду традиции социального участия, доверие к бизнесу, гражданско-государственный диалог, позицию СМИ по защите прав граждан и т.д.

7. Во многих общественных организациях и объединениях (в первую очередь, в религиозных) уже наработаны эффективные практики морально-этического регулирования взаимоотношений своих членов. Однако пока в отечественную сферу морально-этического регулирования поведения государственных и муниципальных служащих эти общественные организации и объединения фактически не вовлечены (может быть, за исключением Русской православной церкви).

8. Кроме собственно административных механизмов для повышения эффективности деятельности государственных органов, организаций и учреждений во многих странах мира действительно очень активно используются этические, морально-нравственные механизмы и институты (например, кодексы). Этот позитивный опыт нуждается во внимательном изучении и, возможно, в аккуратном внедрении в отечественную практику государственного и муниципального управления.

Мельков Сергей

Оставить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>