Патриотизм чиновника: проблема не в форме выражения, а в содержании его работы

Актуальность разработке проблематики патриотизма в современных условиях придают, на мой взгляд, несколько важных обстоятельств:

– радикальные политические и социально-экономические преобразования (Перестройки, реформы модернизации) резко меняют систему приоритетов и ценностей общества, что чревато серьезнейшими мировоззренческими и политическим конфликтами (наша страна этот период проходит, начиная с 1985 года и до сих пор). Поэтому многие государственные служащие в такие периоды дезориентированы и не понимают сути проводимой государственной политики;

– резко изменилось геополитическое положение Российского государства и при этом отсутствует ясная стратегия развития России. Ни в одном из действующих отечественных доктринальных документов не прописаны четкие цели национального развития нашей страны (Стратегия национальной безопасности России до 2020 года, Военная доктрина РФ, Стратегия внешней политики РФ и т.д.). Тем самым очень многие государственные служащие не могут уяснить свое место в проводимой государственной политике;

– продолжается борьба за определение формы национально-государственного и иного устройства Российской Федерации. Многие социально-политические силы и ряд ученых призывают к возрождению империи, а готовность российского общества и власти к демократии почти откровенно ставится под сомнение. Периодически звучат призывы к пересмотру Конституции и дезавуированию некоторых прав и свобод российских граждан, что вновь АБСОЛЮТНО дезориентирует российских чиновников;

– либеральные ценности отторгаются большинством населения и частью политической элиты, однако преобразования пока в большой степени проводятся именно по «либеральным лекалам» и, по сути, являются переносом на российскую почву зарубежного опыта. Однако пока, похоже, в России не сформированы достаточные экономические основы для реализации либеральной экономической политики;

– сама по себе категория «патриотизм» скорее относится к духовно-идеологической сфере и не является, по мнению многих специалистов, инструментальный, удобной для исследования реальных политических и социально-экономических процессов. Патриотизм, по-видимому, не способен помочь в функционировании таких процессов, как разделение властей, контроль власти, электоральный процесс, ограничение коррупции и т.п., где требуется не «благородство» и «высокие устремления», а серьезная интеллектуальная рефлексия, требуется иной, т.е. горизонтальный, социальный контракт (общественный договор);

– наверно, патриотизм способен интегрироваться с некоторыми традиционными российскими ценностями, но, скорее всего, в традиционном понимании (связанном с приоритетной защитой Отечества) не способен обеспечить экономическое развитие России и одновременно повышение жизненного уровня большинства его граждан.

На мой взгляд, идея патриотизма сама по себе, не четко объясненная и инструментально ясно не выраженная, задаёт для граждан некие двойственные ориентиры. Так, Платон в своё время писал: «И на войне, и на суде, и повсюду надо исполнять то, что велит Государство и Отечество». Должны ли мы понять слова древнегреческого философа так, что государство и Отчество могут быть различными?

Еще один пример двойственности понимания и реализации идеи патриотизма дали декабристы. Они никогда не выступали против России, но хотели видеть ее более просвещенной, более современной и поэтому были вынуждены бороться против власти в той форме, в которой она (1825 год) тогда существовала, т.е. против неограниченной монархии. Задам еще некоторые вопросы: как, по какой границе разделить власть и Отечество? Как разницу между ними могут и должны понимать чиновники?

Таких, достаточно сложных и неудобных вопросов, к сожалению, огромное количество. Поэтому лично меня не устраивает еще несколько принципиальных моментов, характеризующих отечественный реальный политический процесс. Это:

– пропаганда патриотизма без разъяснения его содержания в сложных социально-экономических российских условиях;

– непонимание политиками и чиновниками опасности смыкания в политике патриотизма с

национализмом;

– опора «пропагандистов патриотизма» в основном на российские силовые структуры и российские же религиозные организации;

– выведение вопросов собственности, прав и свобод человека вне рамок общественной дискуссии в России и вообще прекращение диалога между властью и обществом по этим сложнейшим вопросам;

– присвоение определенной небольшой частью либеральной интеллигенции права говорить от имени всех граждан России.

Сергей Анатольевич Мельков
доктор политических наук

Оставить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>